ИСУ-152 — В названии машины аббревиатура ИСУ означает самоходная установка на базе танка. Буква «И» в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» боевой техники такого класса потребовалась для отличия от САУ того же калибра СУ-152 на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины.
принципиальными новшествами не
отличалась. Боевая рубка, изготовленная из катаных
броневых листов, устанавливалась в передней части
корпуса, объединяя в один объем отделения управления и
боевое. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в
кормовой части корпуса. Носовая часть корпуса на
установках первых выпусков изготавливалась литой, на
машинах последних выпусков имела сварную конструкцию.
Количество и размещение членов экипажа были такими же,
как и у СУ-152. Если экипаж состоял из четырех человек,
то обязанности заряжающего выполнял замковый. Для
посадки экипажа в крыше рубки имелись два круглых люка в
передней части и один прямоугольный в кормовой. Все люки
закрывались двухстворчатыми крышками, в верхних створках
которых были установлены приборы наблюдения МК-4. В
лобовом листе рубки располагался смотровой лючок
механика-водителя, закрывавшийся броневой пробкой со
стеклоблоком и смотровой щелью.
состоял из пяти человек. Командиры самоходок и механики-водители,
как правило, были лейтенантами или младшими лейтенантами. Остальные
члены экипажа по штатному расписанию были сержантского или рядового
состава.
принципиальным изменениям не подверглась.
Из-за меньшей ширины танка ИС, по сравнению с KB, пришлось уменьшить
наклон бортовых листов с 25° до 15° к вертикали, а наклон кормового
листа ликвидировать вовсе. Толщина брони при этом возросла с 75 до 90 мм
у лобового листа рубки и с 60 до 75 мм у бортовых. Маска пушки имела
толщину 60 мм, а впоследствии была доведена до 100 мм.
Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у
танка ИС-1. На ИСУ-152 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный
дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин. Общая емкость
трех топливных баков составляла 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех
наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива
принудительная, с помощью
12-плунжерного топливного насоса высокого давления НК1.
применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных
катков диаметром 550 мм и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса
заднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 14-ю зубьями
каждый. Направляющие колеса – литые, с кривошипным механизмом натяжения
гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска – индивидуальная
торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых
траков каждая. Траки штампованные, шириной 650 мм и шагом 162 мм.
Зацепление цевочное.
Главной боевой функцией ИСУ-152 была огневая поддержка наступающих
танков и пехоты. Её осколочно-фугасные снаряды были
весьма эффективны как против неукрытой пехоты (с установкой
взрывателя на осколочное действие), так и против укреплений, таких как
ДОТы и траншеи (с установкой взрывателя на фугасное действие). Одного
попадания такого снаряда в обычный городской дом средних размеров было
достаточно для уничтожения всего живого внутри.
ИСУ-152 были были незаменимы в уличных боях, таких как штурмы Будапешта
Кёнигсберга и Берлина, Хорошее бронирование самоходки позволяло ей
выдвигаться на дистанцию выстрела прямой наводкой для уничтожения
вражеских огневых точек. Для обычной буксируемой артиллерии это было
смертельно опасно из-за вражеского пулемётного и прицельного
снайперского огня.
Чтобы
уменьшить потери от огня фаустников, в городских боях ИСУ-152
использовались по одной-две самоходки вместе с пехотным отделением
(штурмовой группой) для их защиты. Обычно штурмовая группа включала
снайпера, автоматчиков и иногда ранцевого огнемётчика. Крупнокалиберный
пулемёт ДШК
на ИСУ-152 был эффективным оружием для уничтожения фаустников,
скрывающихся на верхних этажах зданий, за завалами и баррикадами.
ИСУ-152 могла также успешно выступать в роли истребителя танков, хотя
существенно уступала специализированным истребителям танков, которые
вооружались противотанковыми пушками. Для поражения бронецелей
предназначался бронебойный снаряд БР-540 массой 48,9 кг. Раздельное
заряжание резко снижало темп огня до 1—2 выстрелов в минуту, но
попадание БР-540 в цель было очень разрушительным, шанс уцелеть после
него был ничтожно мал.
Против танков мог использоваться и осколочно-фугасный снаряд ОФ-540 -
кинетическая энергия такого снаряда была столь высока, что зачастую при
попадании он срывал баню вражеского танка.
Правда, в 1944-45 годах в Красной армии уже появилось
достаточное количество специализированных истребителей танков типов
СУ-85, СУ-100 и ИСУ-122, поэтому боевые столкновения ИСУ-152 с вражеской
бронетехникой были уже не такими частыми, как у СУ-152 в 1943 году,
когда последняя была единственным советским мощным противотанковым
средством. ИСУ-152 старались больше использовать в качестве штурмового
орудия, поскольку её огневая мощь существенно превосходила любые другие
советские танки и САУ.
После второй мировой войны, ИСУ-152 использовались при подавлении
Венгерского восстания 1956 года, где они ещё раз подтвердили свою
огромную разрушительную мощь. Особенно эффективным было использование
ИСУ-152 в роли мощнейшей «противоснайперской винтовки» для уничтожения
скрывавшихся в жилых домах Будапешта снайперов повстанцев, наносивших
значительный урон советским войскам. Иной раз только наличия самоходки
поблизости было достаточно, чтобы обитатели дома в страхе за свою жизнь и
имущество выдворяли из него засевших там снайперов или
бутылкометателей.