Приветствую Вас Гость | RSS


| |
Меню сайта
Топ пользователей
Оля
2
kasya
8
Slavik
9
Статистика сайта
Комментарии оставляем здесь: Форум
.
Старые фосфоритные штольни в Юлгасе

Старые фосфоритные штольни в Юлгасе  - один из самых популярных, спелестологических объектов Эстонии, тем не менее, не все знают историю этого заброшенного человеком объекта…

Итак, в качестве небольшого вступления, немного технической информации, которая пригодится нам далее - ракушечные фосфориты добываемые в Прибалтийском бассейне, представлены фосфатными раковинами, сцементированными кварцевым песком (мощность фосфоритных пластов, от нескольких десятков см, до 1-2 м). Технологический, фосфоритные руды Прибалтики - бедные (всего 6-14% P2O5), но зато хорошо обогащаются флотацией (28-30% P2O5).Сегодня, Эстония обладает крупнейшими в Европе запасами фосфоритов, общий которые оцениваются в 8 млрд. тонн, а только их разведанные промышленные запасы, составляют около 300 млн. тонн...


Однако, история  промышленной разработки фосфоритного сырья в Эстонии, начинается как раз, с того самого момента, когда в результате обрушения породы, в глинте, у деревушки Юлгасе, обнажилась фосфоритная плита, с толщиной слоя (в районе Маарду-Юлгасе) 3,8-4 метра, что оказалось веским аргументом,  для начала промышленной разработки фосфорита в Эстонии.

Спрос, на фосфатные удобрения в Прибалтике, был достаточно высок, и в 1920 году, была организована акционерная артель, которая первые три года своего существования, называлась «Улгасе Восфорийт» (Ülgase Vosvoriit). В том же году, заложена первая промышленная штольня, по добыче фосфоритного сырья. В 1923 году, артель была реорганизована в государственное предприятие «Ээсти восфорийт», и спустя еще год, в 1924 году, приступили к постройке обогатительного комбината. По некоторым источникам (главным образом публикации по геологии Эстонии), проектная выработка Юлгазского комплекса, составляла  4000 тонн сырья в год.


  • Общая протяженность штолен: 3303 m2
  • Общая протяженность выработок:  3135 m2
  • Объем выработок:  169 29 m3
  • Закладка: 1922 г
  • Прекращение добычи:  5.12.1938 г
  • Содержание P2O5:  6-14%
  • Оригинальное название:Ülgase fosforiidikaevandus

Вскоре после начала возведения фабрики, завершили постройку двухкилометровой узкоколейной железной дороги, для вывоза фосфорита в порт Кольюнуки (Koljunuki). Уже гораздо позднее, в  1940 году, была построена еще одна узкоколейная линия, длиной 1,5 км, соединяющая бывший комбинат Юлгасе, с портом Кольюотса, тогда же, завершили постройку нового причала (эту ж/д линию, разберут в начале 50-х, а остатки насыпи и фрагменты рельс можно было, запросто найти в лесу еще в конце 90-х годов).

Однако вернемся в реалии 20-х годов. Выгодно продавать фосфоритное сырье, в следствии бедности руды, было не выгодно, и наконец в 1925 году, на месторождений, была введена в эксплуатацию, первая сортировочно-обогатительная фабрика, в которой гидрофобные частицы фосфорита, флотационным способом, отделялись от материнской породы, что значительно повысило качество выпускаемой артелью продукции, однако, это все еще, был полуфабрикат фосфоритной муки, которой удобряли поля.

Все перечеркнул, трагический пожар, случившийся 5 декабря 1938 года, уничтоживший производственное здание, и все оборудование фабрики.

Увы, это и есть конец Юлгазских штолен, которые, после пожара, более не восстанавливались, и история их промышленного использования на этом заканчивается.

  • Интересные факты

Мало кто знает, но в ноябре 1980-го года, в Юлгасе пожаловала съемочная экспедиция ЛЕНФИЛЬМа. Отвалы Юлгазского химкомбината, стали декорацией знаменитого Советского сериала о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Искусственные «горы» комбината, вы можете видеть в сериях про собаку Баскервилей, на 36-й минуте в первой серии, там, где кэб с сыщиками, едет в Баскервиль-холл, по «холмистым ухабам Девоншира», и на 49-й минуте, во второй серии, где в Девоншир, во всей своей неповторимости, заявляется инспектор Лестрейд. В начале 90-х годов эти «декорации» Юлгазского фосфоритного разреза, были основательно рекультивированы и фактический, точное место съемок установить уже не представляется возможным.

  • Легенды и боян

Забавные результаты приносит и попытка изучения статей, посвященных истории добычи фосфоритов в Юлгасе. Даже поверхностно ознакомившись с результатами народного творчества масс, легко установить, что все они частично или даже целиком копируют какой-то один и тот-же, полный несуразиц текст, который…  по сути, является стенограммой интервью, мэра города Маарду, Георгия Быстрова, данное им аж в 1997 году, сразу после вступления на должность главы мэрии, и текст которого, отражает лишь его личное, и очень сомнительное владение вопросом местной истории, но никак не истинное положение дел. Этот же текст, основательно, но без фантазии «причесанный», часто фигурирует в публикациях как некий «перевод с Эстонского» (при этом, забавно, но интервью давалось на русском).

Тем не менее, не слишком напрягая головной мозг, но лихо владея рефлексами «copy-paste», многочисленные приверженцы «копипастного» графоманства, наполняют местечковые сайты повествованиями о каких-то перевозках фосфорита «на лошадях к пристани »  которую, кстати, построили лишь на кануне войны, в 1940 году (это уже после того, как фабрика в Юлгасе сгорела), вместе с узкоколейной линией, соединяющей порт Кольюотса и Юлгасе (линия соединяла новый комбинат в Крооди, с портом).  До этого, так же по железной дороге, погрузку продукции осуществляли через порт Кольюнуки, и по популярной в народе легенде «бояниста»  Г.Быстрова, экспортировали аж в Германию и Швецию… давайте подумаем…

Как я уже писал выше, суточная выработка фосфоритного сырья в штольнях Юлгасе, была просто смешной и составляла всего лишь 5-7 м3 /день. Тяжело себе представить, куда можно «экспортировать» такие мизерные объемы. Даже не полагаясь на публикации по геологии, высчитать общую выработку Юлгазской артели, не составляет никакого труда.  Общая протяженность промышленных тоннелей 3 км, которые вырубались на протяжении 16 лет (это в среднем, 4160 рабочих дней). Путем деления, не сложно установить, что среднее суточное прохождение, составляло 1,3 м. Далее, полученный показатель, нам попросту необходимо умножить на фронтальную площадь забоя, составляющую примерно 4м2. Итог контрольной проверки – 5,2 м3 сырьевой породы в день. Еще немного, и мы узнаем, сколько это будет по весу. Насыпная плотность фосфорита, составляет  1600 кг/м3, следовательно,  5,2м3 фосфоритной породы, будет весить, не много ни мало, а 8320кг. Все вроде сошлось (сходится с публикациями по геологии, где ежесуточная выработка, в последний год существования фабрики, приближалась к 10-11 тоннам).

История с экспортными перевозками эстонского добра, так же смехотворна. И вот почему. Экспортировать такие мизерные объемы фосфоритной муки, к тому же не обогащенной, в Швецию и Германию – абсурдно..  хотя бы потому, что на тот момент в Европе крупнейшим экспортером фосфоритов была Франция, которая снабжала ими всю Европу. При этом, сама Германия, обладала собственными крупными запасами этого сырья,  сосредоточенными в южной Германии, и после первой мировой войны, так же уверенно наравне с Францией, лидировала в экспорте. Мало того, что касается Скандинавии – то в южной Швеции и Финляднии, находятся крупнейшие после Эстонских, собственные запасы фосфоритного сырья. Спрашивается, где был ум, что бы придумать что –то такое? Вроде попытки притащить морем щепотку минералов в страны, которые не знают, куда девать собственные объемы этой продукции.

  • История про «второй уровень»

Это по праву, одна из самых загадочных легенд  этого места и самые мечтательные оболтусы, трепетно передают из уст в уста замыленную историю о существовании «другого уровня», который ныне затоплен грунтовыми водами. На самом деле, речь идет о двух затопленных дренажных тоннелях, которые действительно расположены ниже основного сооружения и так называемом «правом крыле» (на моем плане отсутствует. См. ниже). Что бы понять абсурдность двухуровневых выработок, необходимо понять, что слой фосфоритной породы (т.н фосфоритная плита), имеет толщину чуть более 3 метров и расположен в глинте, как отдельный слой. Технологический, штольня по добыче фосфорита, врубается в торец фосфоритной плиты и следует вдоль ее горизонта, вырабатывая сырьевую породу, это хорошо видно в самих штольнях, потолок которых, представляет собой, слой слюдистой глины, а стены - фосфорита.

Отклонись тоннель немного вверх или в низ от фосфоритного слоя, и вместо фосфоритного сырья, штольня станет добывать слюдистую глину или мел. Что касается полного плана сооружения, то на представленном выше плане, как я уже упоминал отсутствуют две дренажные штольни, идущие вдоль конвейрного штрека (в 1996 году, они уже были почти полностью затоплены и местами осыпались, я не стал их вносить в план, поскольку попытка их картирования, уже тогда, чуть не закончилась для нас печально) и так называемое правое крыло, назначение которого доподлинно не известно. В первом варианте, это ответвление на новую секцию выработок, а как мы помним, работы в штольнях, после пожара не возобновлялись, следовательно, все так и осталось, на той же стадии работ.

 



Комментарии оставляем здесь: Форум
.
Форма входа
Логин:
Пароль:
Профиль
22.08.2019, Четверг
04:52




Вы вошли как: Гость
Группа: Гости
На сайте: -й день
Вы пользователь №
Личных сообщений:
Ваш браузер:
Ваш Ip: 34.238.189.171


Всего посещений
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Статистика
» Зарег. на сайте
  Всего: 7871
» Из них
Админы сайта: 4
Зам. Админа: 1

Модераторов: 2
Родственников: 12
Друзей: 21
Vip: 2
Пользователей: 7814
Заблокированные: 11
   
_____________________

Кто был сегодня
Друзья сайта



Фейсбук


| Copyright MyCorp © 2019 | Используются технологии uWeb |
Необхдима регистрация!
Загрузка...