В начале 60-х годов бухта использовалась как запасной район маневренного
базирования, иногда в бухту заходили лодки для стояния на якоре.
Новой эпохой в истории бухты Бечевинской стало освоение ее берегов для
строительства базы подводных лодок. «Крестным отцом» нового гарнизона стал
тогдашний Главком ВМФ Сергей Георгиевич Горшков. Он лично посещал бухту
Бечевинскю и даже некоторое время там жил на краю берегового обрыва в деревянном
сарае, который сохранился практически до конца существования гарнизона.
В глубине бухты в распадке между сопками прибывшие строители построили для себя
несколько панельно-щитовых домиков, которые просуществовали не долго. Но в
короткие сроки строители возвели первые три жилых дома. Нумерация домов впредь
соответствовала очередности их строительства. В первом четырехэтажном доме
разместилось общежитие и за ним прочно закрепилось название «чудильник». Второй
предназначался для семей офицеров и был трехэтажным. Третий жилой дом в четыре
этажа возвели поодаль, рядом с сараем, в котором некогда жил Горшков. С правого
торца здания пристроили продуктовый магазин. Были построены и другие
первоочередные объекты инфраструктуры пункта базирования: штаб, казармы, камбуз,
гараж, котельная, складские помещения, дизельная подстанция. Имелся и топливный
склад недалеко от места первоначального размещения плавпирсов. Впоследствии
причальный фронт был перестроен на новом месте, ближе к выходу из бухты. Были
предусмотрены две зенитные батареи из одноствольных корабельных зенитных
автоматов времен войны. Одна располагалась недалеко от береговой части, где
хранились ядерные боеголовки для торпед, а другая - рядом со штабом. Они
периодически устраивали учебные стрельбы по противоположному берегу, а чаще
всего при пасмурной погоде матросы-зенитчики сидели рядом по готовности «раз».
Хотя ненужность такого мероприятия была очевидна - на противоположном берегу
бухты над самым выходом располагался поселок «Шипунский», где имелись вполне
современные зенитные ракетные комплексы.
Из соображений режима секретности в документах не позволялось использовать
географическое название бухты и для этого было придумано новое, «открытое»
наименование – Финвал. Чаще место в официальной переписке именовалось по номеру
почтового отделения – Петропавловск-Камчатский-54.
Первоначально в бухте Бечевинской – Финвал базировался дивизион подводных лодок
из пяти единиц проекта 641, сформированный из состава подводных лодок ЭОН,
перешедшего по Северному Морскому пути с Северного флота. Но в августе 1971 года
в бухту Бечевинскую была переведена 182-я бригада дизельных подводных лодок из
бухты Крашенинникова, после чего бригада стала именоваться «отдельной». В то
время бригадой командовал капитан 1 ранга Бэц Валентин Иванович. После
переформирования бригада имела в своем составе 12 подводных лодок: «Б-8»,
«Б-15», «Б-28», «Б-33», «Б-39», «Б-50», «Б-112», «Б-135», «Б-397», «Б-855»
проекта 641, «С-73» проекта 640 и «С-310» проекта 690. Для обеспечения
базирования подводных лодок имелась плавбаза «Камчатский Комсомолец».
Первоначально, до окончания строительства жилых домов, часть личного состава
бригады размещалась на плавказарме. Сухопутного сообщения с «большой землей» не
было. Примерно один раз в неделю из «города» (так именовался
Петропавловск-Камчатский) приходил «транспорт» - переоборудованное из морского
буксира транспортно-пассажирское судно «Авача». Иногда, когда «Авача» была на
ремонте, в поселок приходила аналогичная «Олонка». После ночной разгрузки утром
«Авача» уходила обратно, а с утра у продуктового магазина выстраивалась очередь.
Все привезенные продукты разбирались буквально в несколько часов, а в остальное
время в ассортименте магазина преобладали хлеб с местной хлебопекарни и всем
надоевшие консервы. Иногда по срочному вызову прилетал из города вертолет. Он же
привозил в гарнизон высокое начальство.
Вскоре были построены и другие дома поселка: над третьим домом был построен
четвертый, поодаль, напротив вертолетной площадки – пятый дом. Над четвертым
домом стоял шестой, к правому торцу которого были пристроены почта и магазин.
Имелся и клуб с пристройкой для оркестра, но он сгорел примерно в 1987 году.
Первоначально в поселке имелась школа-восьмилетка, а детский сад размещался в
первом доме.
После отстройки нового причального фронта лодки были переведены туда, а старое
нефтехранилище заброшено. Оставшиеся пирсы утонули и это место в общении
получило название «топ-пирс». Одни расшифровывали его как «топливный пирс»,
другие - как «затопленный пирс», кому, что больше нравилось. Менялся и состав
бригады. Была переведена на Черноморский флот «С-310», списана и затоплена в
бухте Петра Ильичева «С-73», плавбаза «Камчатский Комсомолец» перебазировалась в
Завойко. После среднего ремонта пришла довольно старая, переоборудованная из
северофлотского ракетоносца «БС-167» проекта 629р, а задолго до нее - «Б-101»
проекта 641 перебазировалась в Бечевинку из бухты Улисс.
Новый этап строительства гарнизона начался с началом перевооружения бригады на
подводные лодки проекта 877, которые в обиходе именовали «Варшавянками», или
просто – «Варшавы». Первой в гарнизон пришла «Б-260» под командованием кап. 2
ранга Побожьего А.А. Внешний вид новой лодки был настолько непривычен, что сразу
после швартовки лодки на пирсе собралась толпа любопытной детворы, с удивлением
разглядывающая невиданный ранее «утюг».
Для вновь прибывших экипажей был заложен и вскоре построен многоэтажный седьмой
дом. Школа-восьмилетка была преобразована в среднюю школу-десятилетку и в 1985
году переехала в новое здание с большими классами, просторными рекреациями и
огромным спортзалом. В прежнее одноэтажное здание школы был переведен детсад.
Через три года после седьмого дома был построен и аналогичный восьмой дом.
К 1989 году все лодки 641 проекта были переданы в состав других соединений. От
старого состава осталась уже давно неходовая подлодка-ретранслятор «БС-167», УТС
и РЗС, переоборудованные из лодок 613 проекта. В разное время в состав бригады
входили лодки 877 проекта: «Б-187», «Б-226», «Б-260», «Б-248», «Б-394», «Б-404»,
«Б-405», «Б-446», «Б-464», «Б-494»
Конец гарнизону наступил в период так называемых «реформ» в 1996 году. Попавший
в планы под сокращение, отдаленный гарнизон ждало одно очень неприятное известие.
В угоду, прежде всего личным интересам одного высокого должностного лица,
надлежало перевезти все имущество базы на новое место в кратчайший срок. Для
военного имущества были выделены танкодесантные корабли. Как и каким образом
будет перевезен скарб и личные вещи семей, людей «наверху» заботило мало.
Обещанные контейнеры не были выделены, пришлось мебель, ящики и чемоданы
перевозить прямо кучами на палубе «Авачи». Оставаться там было нельзя – все
отопление и электроснабжение было отключено.
Бригада лодок была перебазирована в Завойко, а еще через 6 лет – в бухту
Крашенинникова, откуда, по сути, она и пришла в Бечевинку.
Никому из коммерсантов гарнизон не понадобился, поэтому в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.98 № 623 «О порядке
высвобождения недвижимого военного имущества» и обращением Российского фонда
федерального имущества от 12.07.2000 № ФИ-24-2/5093 со счетов Минобороны России
в установленном порядке были списаны здания и сооружения военных городков № 52 «Бечевинская»
и № 61 «Шипунский».
После оставления гарнизона прессу и СМИ Камчатки сотрясали «экологические»
скандалы, связанные с брошенными в Бечевинке запасами. Всевозможные самозваные «правозащитники»,
как грибы после дождя разросшиеся на грандах и премиях заокеанской демократии, с
азартом трезвонили об опасности окружающей среде оставленными в Бечевинке
тоннами ГСМ, не упоминая, что военные не по своей воле покинули это место.
Наибольшую опасность представляли из себя запасы высокотоксичного ракетного
топлива в поселке ракетчиков. С ними проблему решили довольно-таки просто:
расстреляли с вертолета из автоматов. Хотя и не без последствий для природы. Но
другого выхода не было: средств для вывоза и утилизации в бюджете предусмотрено
не было.
Сейчас гарнизон представляет из себя жалкое зрелище: жилые дома смотрят на мир
пустыми глазницами окон, по улицам бродят лисы и медведи. О некогда
базировавшемся здесь подводном флоте напоминает лишь остов старой УТСки, лежащей
на отмели у выхода из бухты.